Capoeira Regional

 

 

Manoel dos Reis Machado (Mestre Bimba) родился в столице Баии — Сальвадоре в 1900 году и с 12-ти лет начал учиться капоэйре у капитана Бентинью, заодно подрабатывая в доках. К двадцати годам он стал мастером капоэйры, опасным и сильным бойцом, побеждал в боях с боксерами и борцами джиу-джитсу. Хотя он не успел научиться читать и писать, ума и сообразительности ему было не занимать, так что скоро богатая молодёжь Баии стала учиться у него капоэйре. К 1932-му году у Бимбы набралось столько учеников, что он решил открыть академию. Его школа капоэйры стала первой школой, предназначенной для простых людей, а не для военных.

До Бимбы метода обучения капоэйре практически не существовало: человек приходил группу и (если его принимали) пытался повторять, что делают остальные, учился прямо в процессе. Но ученики Бимбы — белые католики среднего класса — привыкли к совсем другим методам, поэтому мастеру пришлось подстроиться под их привычки: он стал отделять новичков и систематически обучать их, постепенно повышая уровень сложности. Благодаря этому педагогическому приему капоэйра из занятия для рабочих и маргиналов превратилась в искусство, которому с удовольствием стали учиться богатые белые люди.

Тем не менее, не стоит забывать, что капоэйра как проявление африканских традиций, всё ещё была вне закона. Поэтому Бимба сделал два важных шага: во-первых, стал говорить о её бразильском, а не африканском наследии; во-вторых, дал своей капоэйре другое имя, чтобы избежать проблем с законом. В его академии официально преподавали Luta Regional Bahiana — «баиянскую борьбу». Но капоэйристы, прекрасно понимая, что скрывается под этим именем, стали называть капоэйру мастера Бимбы Капоэйрой Режионал, т. е. местной капоэйрой района Баийи.

Бимба был талантливым музыкантом, поэтому бережно сохранил традиционный музыкальный элемент капоэйры, добавив в него несколько новых ритмов. Он также ввёл в систему обучения особые связки движений — секвенции, которые являются обязательными для изучения строгими последователями его стиля, акробатические связки Cintura desprezada или Jogo de balões, систему градации и многие другие новшества, которые вывели капоэйру на новый уровень развития.

Ученики Бимбы — те самые богатые белые католики, которые стали заниматься искусством чёрных рабочих — были одними из тех, кто помог вывести капоэйру из состояния «вне закона». Многие из них были сыновьями политиков и поэтому смогли начать работу по легализации капоэйры. В 1930-х годах, во время диктатуры Жетулиу Варгаса, капоэйру признали национальным искусством, которое следует развивать, преподавать в академиях и даже демонстрировать на улицах.