Словарь терминов в капоэйра

Abadá – (абада) белые брюки капуэристов; в старину рабы, среди которых была распространена капоэйра, носили разную одежду, но в основном это были полотняные брюки, сшитые из мешковины; в свободное от работы время рабы играли капоэйру и со временем белые брюки и босые ноги стали неотъемлемым атрибутом капоэйры.

Aerial chibada - (ариал чибада) ау чибата, но выше, с возможным прземлением на спину.

Agogo – (агого) музыкальный инструмент, представляющий собой сдвоенный металлический колокльчик, на котором играют, ударяя по нему палочкой.

Aluno – (алуну – «ученик») учащийся, начинающий в капоэйре; первые уровни градации мастерства капоэйристов от бесцветного до оранжево-зеленого шнура.

Amazonas – (амазонас) 1. один из стилей игры капоэйра, при игре в этом стиле капоэйристы подражают движениям животных, при этом используя преимущественно нижнюю технику; 2. музыкальный ритм для беримбау.

Angola – (ангола) 1. один из стилей игры капоэйра, медленная низкая игра; 2. название одного из основных направлений капоэйры; 3. музыкальный ритм для беримбау.

Angoleiro – (анголейру) человек, играющий капоэйру Ангола.

Arame – (араме – «проволока») струна для беримбау.

Armada – (армада – "толпа") круговой удар ногой с разворотом корпуса. Наносится в верхнюю часть тела внешней стороной стопы.

Armada de benguela - (армада ди бенгела) армада с опорой на руки.

Armada dupla – (армада дупла – «двойная армада») высокий прыжковый удар, напоминающий армаду, но делается двумя ногами.

Armada pulada – (армада пулада) армада в прыжке.

Arrastau - (аррастау) бросок с помощью рук и головы

Atabaque – (атабаки) высокий барабан, задающий основной ритм.

Aú aberto – (ау аберту – «открытое ау») колесо с прямыми ногами.

Aú agulha - (ау агули) рондат.

Aú batido – (ау батиду – «ударное ау») колесо с опорой на одну руку без окончания перемещения. В верхней точке ноги разводятся в шпагате встороны и возвращаются в исходное положение.

Aú batido dupla – (ау батиду дупла – «двойное ау батиду») ау батиду с двумя ногами впереди.

Aú chibata - (ау чибата) переход в нижние позиции, со скруткой через руки, с ударом прямой ноги

Aú confusado – (ау конфусадо – «ау в смятении») ау без рук и с согнутыми ногами.

Aú cortado - (ау кортаду) колесо с обрезанем ног в середине движения.

Aú de cabeça - (ау ди кабеса) ау с опорой на голову.

Aú de costas или aú de costa - (ау ди костас/ау ди коста) ау назад, с прогибом в спине из положения стоя.

Aú dobrao - (ау добрау) рондат с разворотом корпуса в сторону движения.

Aú esquisito - (ау эскьюзито) перевернутое колесо с согнутыми ногами, применяется как удар.

Aú fechado – (ау фешаду – «ау закрытое») колесо с согнутыми ногами.

Aú flores - (ау флорис) сальто назад прогнувшсь.

Aú giratoria – (ау жиратория) вращение в стойке на руках.

Aú leg switch - (ау лег свитч) смена ног во время колеса, т.е. прземление на другую ногу.

Aú queda de rim – (ау кеда де гим – «ау в падении на почки») колесо с переходом через положение queda de rim на внешнюю руку.

Aú sem mão – (ау сем мао – «ау без рук») ау без опоры на руки.

Axé – (аше) положительная энергия, состояние приподнесенного духа, за которым стремятся все капоэристы в роде.

B

Baqueta – (бакета) палочка, при помощи которой играют на беримбау.

Bananeira - (бананейра) стойка на руках, возможно нанесение ударов ногами.

Banda - (банда) выбивание ноги партнёра.

Banda de costas - (банда ди костас) заступ ногой за противника с последующим толчком и броском.

Bateria – (батерия) группа ударных инструментов, оркестр капоэйры.

Batizado – (батизаду) церемония вручения первого шнура, посвящение в капоэристы, получение прозвища.

Batuque – (батуки) бой или пернада – упрощенная капоэйра, практикуемая, главным образом, в штатах Баиа и Рио-де-Жанейро; соперники пытаются свалить друг друга ударами ног (ступни, колена, бедра).

Benguela – (бенгела) 1. один из стилей капоэйры, в котором удары выполняются медленнее чем джинга, а движения выполняются в основном с опорой на три точки; 2. музыкальный ритм для беримбау.

Berimbau – (беримбау) основной музыкальный инструмент капоэйры, представляющий собой согнутую деревянную палку, с натянутой на ней струной и резонатором из высушенной тыквы.

Besouro Mangangá – (Бизору Манганга) Manoel Henrique Pereira (Мануэль Энрике Перейра), известный еще как Besouro Cordão de Ouro (Бизору Кордау джи Ору). Народный герой, борец за права рабов.

Bimba – (Бимба) основатель направления Regional (Режионал), благодаря ему капоэйра стала широко известна.

Bênção – (бенсу – «благословение») толчковый пинок вперед стопой.

Bênção-pulado - (бенсу-пуладо) прямой удар в прыжке.

C

Cabaça – (кабаса) высушенная полая тыква, которая служит резонатором для беримбау.

Сabeçada – (кабесада – «удар головой») атакующий удар головой в корпус противника или в голову.

Cadeira - (кадейра) (paralela/паралела) стойка, элемент жинги, с широко расставленными и полусогнутыми ногами.

Camara, camarada – (камара, камарада) 1. друг, товарищ (так капоэристы зовут друг друга); 2. подёнщик, чернорабочий, батрак.

Candomblé – (Кандомбле) религия африканского происхождения, которая практикуется в основном в Бразилии. Религия возникла в городе Сальвадор, столице Баии. Хотя Candomblé практикуется в основном в Бразилии, он также практикуется в соседних странах и становится все более популярным во всем мире.

Caxixi – (кашиши) шейкер, плетёная корзиночка с зёрнами или бобами внутри, которую держат в руке играя на беримбау.

Chamada – (шамада – «вызов») один из традиционных ритуалов капоэйры. Шамада, также известная как «проходы», ошибочно толкуется как отдых во время игры. Но это момент крайней опасности и предназначен разбудить злобу игроков. При шамаде, принимать вызов необходимо крайне осторожно, так как без надлежащего ухода от шамады вызванный игрок может получить увесистый удар от вызывающего. Вызывающий предлагает вызванному уйти от атаки и показывает как.

Chapa – (чапа – «доска») прямой высокий толчковый удар стопой в голову.

Cocorinha – (кокоринья) опускание на корточки.

Cordão – (кордао) цветной шнур, который повязывают на пояс капоэристы; отличительный элемент градации мастерства капоэристов.

Cruz - (круз) бросок при атаке с помощью Бенсу и т.п.

Cutavelada - (кутавелада) удар локтем.

D

Dobrão – (добрау) монета или камешек, с помощью которого играют на беримбау.

E

Envergado - (энвергарду) вертушка в прыжке с двумя сдвинутыми вместе ногами.

Escala – (искала – «масштаб») защитное действие, при котором игрок опускается назад на согнутую ногу, а другая прямая нога вытянута немного в сторону. Не статичное положение, из которого могут наноситься ответные действия (например, martelo no chao).

Escorpião – (искорпиау – «скорпион») хлесткий удар пяткой из-за спины с опорой на одну ногу и две руки.

Esquiva baixa - (эшкива байха) уклон назад.

Esquiva lateral – (ишкива латерал – «уклон всторону») уклон в сторону от удара сбоку, при котором игрок опускается на согнутое колено из primeira base и закрывает рукой голову сверху. Корпус как бы ложится на согнутое колено, а вторая нога распрямляется и стоит на внутренней поверхности стопы.

F

Finaliza pra trás - (финализа пра трайс) окончание какого-либо движения в базу.

Finaliza cadeira - (финализа кадэйра/финализа паралела) завершение движения в стойку кадейра.

Finaliza pra frente -(финализа пра френче) завершение движения в стойку кадейра через кебраду.

Finta – (финта) обманное движение, заход на удар без выполнения удара.

Folha seca – (фолья сека – «сухой лист») прыжок назад с прогибом через голову. Выполняется с пришага махом одной ногой вверх и приземлением на маховую ногу.

G

Galopante - (галупанче) удар ладонью.

Gancho – (ганчу – «крюк») высокий хлесткий удар в голову пяткой сбоку.

Ginga – (джинга) характерное для капоэйры перемещение по двум базовым точкам – primeira base-segunda base-primeira base и т.д.

Giratória – (жиратория – «вращающаяся») вращение на одной руке со сменой рук.

Giro – (жиру – «оборот») переход подобно role, но на прямых ногах и без опоры на руки.

Graduado - (градуадо) уровень капоэйриста, соответствующий синему поясу.

Grimas - (гримаш) палки для макулеле

Gunga – (гунга – «предводитель, вождь») самый низкий по звучанию беримбау.

I

Iuna – (иуна) 1. стиль игры, при котором игроки демонстрируют сложную технику и акробатические элементы; 2. ритм игры на беримбау.

J

Joelhada – (жуэляда – «удар коленом») часто используется в качестве контратаки против кабесады.

Jogo – (джогу – «игра») игра двоих оппонентов в капоэйре.

Jogo de compra – (жогу ди компра) игра, в которой выходят в роду по одному человеку, сменяют того, кто дольше играет.

Jumping martelo rotaado - (джампинг мартело ротаду) то же самое, что и Parafuso, но маховая нога остается согнутая.

L

Ladainha – (ладаинья) вступительная песня, которую поет ведущий роду или местре в начале игры.

M

Macaco – (макаку – «обезьяна») перекидывание ног через себя из положения сидя в cocorinha. При этом одной рукой делается мах назад и она является опорной за спиной, другая рука стремиться встать рядом с другой как в стойке на руках, а тело за счет маха руками и пружинящего прыжка ногами переваливается из положения сидя в стойку на руках. Опускаться из стойки на руках нужно поочередно двумя ногами в положение стоя.

Macaquinho - (макакиньу) низкое макаку, выполняемое из негачивы.

Maculelê – (макулеле) боевой танец с деревянными палками или мачете.

Malícia – (малисия – «лукавство, хитрость») хитрость, уловки в капоэйре.

Manna – (манна) силовая стойка с опорой на руки за спиной. Ноги складываются с туловищем и находятся над землей в горизонтальной плоскости.

Mariposa – (марипоза – «мотылек») прыжок с вращением на 360° в горизонтальной плоскости над землей.

Martelo – (мартелу – «молот») прямой высокий удар голеностопом в голову сбоку.

Martelo cruzado - (мартелу крузаду) боковой удар в прыжке с разворотом в воздухе (наносится подъемом стопы или передней частью голени).

Martelo de frenche - (мартелу ди френч) мартелу с наклоном корпуса, при этом опираясь руками об землю, всегда делается с проносом ударной ноги.

Martelo lateral - (мартелу латерал) боковой удар голеностопом с выносом бедра, и с последующим резким движением голенью.

Martelo no chão - (мартелу ну шау) боковой удар, выполняется из боче или примейра эскива, с опорой на руку (наносится подъемом стопы).

Martelo rotado - (мартелу ротаду) мартелу с поворотом на 360 градусов, т.е. с проносом бьющей ноги.

Média – (медиа – «среднее») средний по высоте зс поворотом на 360 градусов, т.е. с проносом бьющей ногивучания беримбау.

Meia-lua de compasso – (миа луа ди компассу – «полумесяц циркулем») круговой удар в горизонтальной плоскости пяткой с опорой на руки и одну ногу.

Meia-lua de frente – (миа луа ди френчи – «полумесяц вперед») маховый полукруговой удар ногой во фронтальной плоскости. Удар наносится из primeira base внутренней стороной стопы.

Meia-lua de rins - (мейа луа ди ринс) мейа луа ди компассу с "опусканием" в кеда ди ринс.

Meia-lua presa - (мейа луа преза) мейа луа ди компассу с опорой на одну руку.

Meia lua pulada – (миа луа пулада – «полумесяц в прыжке») meia lua de compasso двумя ногами.

Meia-lua reversão - (мейа луа реверсау (раис/raiz) мейа луа ди компассу с выходом через спину.

Meia-lua queda – (миа луа кеда – «полумесяц на пояснице») маховый полукруговой удар ногой во фронтальной плоскости с опорой на поясницу.

Mestre – (местри – «мастер, опытный, основной») наивысший уровень градации мастерства в капоэйре, соответствующий красному шнуру.

Mortal - (мортал) сальто.

N

Negativa – (негачива – «отрицание») положение, сидя на полностью согнутой ноге стоящей на носке и прямой ноге выставленной вперед из положения cocorinha. Одна рука опирается на землю рядом с прямой ногой, вторая – закрывает логову.

Negativa de Angola - (негачива ди ангола) негачива с опорой на обе руки, тело находится близко к земле.

Negativa de regional - (негачива ди режионал) (Bote/боче) сидячее положение с опорой на руку и ногу, вторая нога, при этом, "закручена" вокруг стоящей.

P

Pandeiro – (пандейру – «бубен») музыкальный инструмент батерии – бубен.

Parafuso – (парафузо – «винт») прыжковый элемент на подобие armada dupla. Выполняется с разворота, ноги подымаются в воздух поочередно по инерции раскрута, а приземление происходит на две сложенные вместе ноги.

Pião de cabeça - (пиау ди кабеса) вращение на голове.

Pião de mão - (пиау ди мау) вращение на одной руке.

Planche - (планче) мост.

Ponteira – (понтейра – «мундштук») маховый пинок прямой ногой снизу вверх. Наносится пяткой на уровне головы.

Primeira base – (примера бази – «первая база») положение в стойке на ногах на ширине плеч присев на полусогнутые ноги, стопы полностью стоят на полу. Спина распрямлена, и корпус чуть наклонен вперед. Руки защищают лицо.

Primeira esquiva - (примейра эскива) широкий шаг вперёд с опорой на руку в конце шага, уклон от удара.

Professor – (профессор – «учитель, последователь») уровень градации мастерства, соответствующий фиолетовому шнуру.

Q

Quebrada - (кебрада) отклонение корпуса назад, боком к партнёру, уход от удара.

Queda de rins - (кеда ди ринс) стойка на согнутых руках и голове с опорой локтём в боковую область туловища.

Queda de quatro – (кеда ди кватро – «падение на четыре») опускание на четыре опорные точки – руки и согнутые ноги в присяди.

Queda de rim – (кеда де гим – «падение на почки») опускание тела на локоть и руки, ноги находятся над телом сбоку.

Queda de três – (кеда ди трэс – «падение на три») опускание на три опорные точки – руку и две согнутые ноги в присяди.

Queixada – (кейшада – «челюсть») маховый полукруговой удар внешней стороной стопы во фронтальной плоскости. Удар наносится из уклона назад.

Queixada de benguela - (кейшада ди бенгела) кейшада с опорой на руки.

R

Rabo de arraia – (рабу джи аххайа – «хвост ската») круговой удар в горизонтальной плоскости пяткой с опорой на одну руку и ногу.

Raiz – (раиз – «корень») прыжковый элемент на подобие parafuso, но корпус находится в полете в горизонтальной плоскости и ноги при приземлении не складываются вместе.

Rasteira - (раштейра) подсечка.

Rasteira de costas - (раштейра ди костас) обратная раштейра с опорой на обе руки.

Regional – (режионал – «региональный») один из стилей капоэйры, разработанный Местре Бимбой.

Reco-reco – (реку-реку) музыкальный инструмент, представляющий собой толстую бамбуковую трубку с насечками; при игре по проводят палочкой по ребристой поверхности и извлекают характерный хруст.

Relogio – (хеложиу – «часы») разворот в стойке на одной руке, тело опирается на локоть. Одна нога делает мах, и тело по инерции следует за ногой.

Roda – (рода – «колесо, круг») место для проведения игры, представляющее собой круг из хлопающих и поющих людей, играющих внутри круга и батерии.

Rolê – (роле) переход из положения negativa с подъемом на ноги. При этом игрок перекатывается из negativa в сторону прямой ноги в положение стоя на четырех точках и смотря между ног на противника. Далее двигается в том же направлении и подымается на ноги.

S

Salto mortal – (сальто мортал – «смертельный прыжок») прыжковый элемент через голову с прогибом назад.

São Bento – (Сау Бенту) 1. быстрый стиль игры с быстрыми ударами; 2. ритм игры на беримбау.

Segunda baixa – (сегунда байша – «вторая низкая») защитное действие, при котором игрок опускается на прямую руку и продолжает закрывать другой голову в segunda base.

Segunda base – (сегунда бази – «вторая база») одна прямая нога отведена назад и стоит на носке, вторая нога – согнутая в колене под прямым углом стоит спереди на полной стопе. Одна рука защищает лицо, а другая – отведена назад и распрямлена. Если отведена назад левая нога, то защищает лицо левая же рука. И наоборот.

Segunda esquiva – (сегунда эскива) то же, что и примейра эскива, но без опоры на руки и с меньшей длиной шага.

Suicidio - (суцидио) касание пальцев ног в воздухе, во время прыжка.

T

Tesoura – (тезора – «ножницы») бросок ногами.

Tesoura Angola - (тезора ангола) скольжение к противнику с раставленными ногами. Ноги раставляют как ножницы, а руками отталкиваются.

Tesoura de costas - (тезора ди коста) захват противника сзади и бросок.

Tesoura de frenche - (тезора ди френч) бросок после захвата противника спереди.

Tesoura de joelho - (тезора ди жуэлью) тезоро за колено.

Terceira esquiva - (терсейра эскива) широкий шаг в сторону, с наклоном тела, уклон от удара.

Trança - (транса) (paulista/паулишта) позиция похожая на негачива ди ангола, но опорная нога перед выпрямленной.

Trave - (траве) блокирующее движение, которое не позволяет партнёру начать движение.

Troca – (трока – «смена») смена ног.

Troca de cordas – (трока ди кордас) церемония смены шнуров, приуроченная батизаду.

Troca de negativa - (трока ди негачива) переход в негачиву из примейра эскива, смена опорной ноги в негачиве.

V

Vingativa – (вингачива – «месть») контратакующее действие, при котором игрок выносит вперед заднюю ногу из segunda base и разворачивает корпус в primeira base. Передней ногой необходимо подшагнуть под ногу сопернику с внешней стороны и выполнить бросок подъемом с полусогнутых ног и распрямлением спины. Оппонент должен упасть на спину из положения segunda base.

Viola – (виола) самый высокий по звучанию беримбау.

Volta ao mundo – (волта ау мунду – «вернуться в мир») перерыв в игре; один из игроков дает понять оппоненту характерным знаком, что хочет передохнуть, после этого играющие не выходя из круга делают один или несколько обходов круга против часовой стрелки, после чего продолжают игру.